4560202.ru

Порошковый проект

Метки: Бон 23, бон херсон, бонвагон.

Бон (тиб. བོན་, Вайли bon, произношение (лхасский диалект): [pʰø̃̀(n)], кит. 苯教/本[波]教/钵教) — национальная религия тибетцев. Фактически являлась официальной религией Тибета в период царей (VIIX века)[1], и продолжала доминировать в регионе до частичного вытеснения буддизмом в XIII веке. В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане.

Содержание

Слово «бон»

Тибетский термин «бон» можно перевести как «ритуал», точнее «ритуальное речевое действие». Под этим словом подразумеваются литургические песнопения, декламация религиозных текстов, «призывания божеств» и т. п. В современном тибетском языке бон, bon — глагол, употребляющийся в качестве синонима bzla — «начитывать», «распевать»[2].

Дж. Туччи указывает на возможную связь слова bon с древним названием Тибета — bod, bod yul[3].

В отношении названия религии бон возможно уточнение — бонпо (один из вариантов перевода — «обращённый бон»). Поскольку в тибетской и, отчасти, в западной и российской науке (тибетология, религиоведение) существует разделение «духовных традиций» Тибета на архаические народные [прото]религиозные представления / практики — ми-чой (тиб. mi chos, «религия людей»), и сложные религиозные системы — лха-чой (тиб. lha chos, «религия богов»), с целью подчеркнуть, что бон относится ко второй группе (что это религия, в точном значении термина), к слову был добавлен суффикс «по» (po), в определённой интерпретации указывающий на наличие организации, института. Однако, понятие «бонпо» чаще используется в качестве названия бонских служителей культа, жрецов[2][3][4].

История религии бон

Научное изучение истории религии бон связано со значительными трудностями, главным образом ввиду отсутствия исторических источников. Как отмечает тибетолог Д. И. Бураев, единственный бонский текст, который в той или иной степени можно считать источником — это изданная в 1915 году С. Ч. Дасом бонская хроника «Royal rabs bon gyi a’byung gnas», составленная в конце XIV — начале XV веков и посвящённая изложению генеалогий монарших родов Тибета и Монголии, а также собственно истории бон. В начале XX века небольшая часть её была переведена на немецкий язык Б. Лауфером[5].

Согласно предположению Кузнецова Б. И. — религия бон происходит из восточного маздаизма, в качестве доказательств приводятся названия индоиранских богов: Митры, Ахура Мазды и Анахита (Астарта). С маздаизмом связывает имя верховного божества бона — Мудрый Бумкхри сопоставляемого с Ахурой Маздой[6].

Традиционная история

Согласно одному из тибетских преданий, учение бон пятнадцать-шестнадцать тысяч лет до н. э. было принесено из страны Олмо Лунгринг (более известна как Шамбала) пробуждённым Тонпа Шенрабом. Шакабпа рассматривает несколько другие датировки: по одной из упомянутых у него версий Шенраб Мивоче (Тонпа Шенраб) был современником исторического Будды Шакьямуни, по другой — его перевоплощением. По третьей же Шенраб Мивоче является перевоплощением одного ревностного буддийского пандиты, который впоследствии стал противником буддийского учения.[7]. Последняя версия, вероятно, связана с взглядом на Бон как на оппозиционное буддизму учение.

В Тибете учение бон первоначально обосновалось в государстве Шанг-Шунг (западный и северный Тибет). В дальнейшем его магические и шаманские обряды, по мнению некоторых западных исследователей[источник не указан 264 дня], оказали влияние на буддийскую школу Ньингма. Другое мнение состоит в том, что буддизм оказал влияние на древние шаманские практики бон, в результате чего возник реформированный бон.

Последователи бона говорят о трёх «исторических формах» своего учения: 1) древнейший (шаманский) бон; 2) реформированный бон; 3) «Вечный бон», или «бон Свастики» (gyung drung bon).

Особенности учения

В традиции бон есть много учений, отличающихся друг от друга формой и уровнями доступности: для разных людей одни и те же вещи были объяснены по-разному, к одним и тем же целям они были направлены разными путями. Таким образом реализовывалась насущная во все времена идея «каждому по возможностям».

Исторические гипотезы

Вероятно, на религию бон в своё время оказали влияние шиваизм и зороастризм (см., например,[8], косвенные подтверждения чему можно обнаружить в тибетской мифологии (в частности, в одном из мифов о сотворении мира).

См. также

Примечания

  1. Исключая годы правления Трисонга Децэна и Рэлпачэна.
  2. 1 2 Норбу Н. Драгоценное Зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета / пер. с тиб. В. Батарова. — М.: Шечен, 2008. С. 31. — ISBN 5-93980-019-X
  3. 1 2 Туччи Дж. Религия бон // Религии Тибета. — СПб.: Евразия, 2005. С. 266—309. — ISBN 5-8071-0168-5
  4. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. — М.: Вост. лит., 2005. С. 43. — ISBN 5-02-018365-2
  5. Религия бон и проблемы сакрализации власти в Тибетском государстве VII—IX вв.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. — Улан-Удэ: БГУ, 2001.
  6. Кузнецов Б. И. История религии бон // Митра владыка рассвета. — Минск: АСТРА, 2000. — 512 с., С.406.
  7. Цепон В. Д. Шакабпа: Политическая история Тибета.— СПб: Нартанг, 2003
  8. Кузнецов Б. И. 2001. Бон и маздаизм. С.Петербург

Литература

Исследования

  • Бураев Д. И. Религия бон и проблемы сакрализации власти в Тибетском государстве VII—IX вв. Дис. … д-ра ист. наук. — Улан-Удэ: БГУ, 2001
  • Дугаров Р. Н. Бон и буддизм в традициях древних верований Амдо-Кама (Великого Тибета VII—XVII вв.). Улан-Удэ, 1999
  • Кузнецов Б. И. — Древний Иран и Тибет. (История религии бон). Спб., 1998
  • Туччи Дж. Религия бон // Религии Тибета. — СПб.: Евразия, 2005. С. 266—309
  • Allen, Charles. (1999). The Search for Shangri-La: A Journey into Tibetan History. Little, Brown and Company. Reprint: Abacus, London. 2000. ISBN 0-349-11142-1.
  • Baumer, Christopher, Bon: Tibet’s Ancient Religion, Ilford, Wisdom, 2002. ISBN 978-974-524-011-7.
  • Christoph Baumer: Bön — Die lebendige Ur-Religion Tibets. Akademische Druck- und Verlagsanstalt, Graz 1999, ISBN 3-201-01723-X.
  • Bellezza, John Vincent. «gShen-rab Myi-bo, His life and times according to Tibet’s earliest literary sources.» Revue d’Etudes Tibétaines Number 19 October 2010, pp. 31-118.
  • Keith Dowman: Geheimes, heiliges Tibet. Ein Führer zu den Mysterien des verbotenen Landes. Kreuzlingen, München 2000
  • Andreas Gruschke: The Cultural Monuments of Tibet’s Outer Provinces. Kham — Volume 1. The TAR Part of Kham (Tibet Autonomous Region). White Lotus Press, Bangkok 2004, ISBN 3-89155-313-7, S. 80-84.
  • Jinpa, Gelek, Ramble, Charles, & Dunham, V. Carroll, Sacred Landscape and Pilgrimage in Tibet: in Search of the Lost Kingdom of Bön, New York & London: Abbeville, 2005. ISBN 0-7892-0856-3
  • Karmey, Samten G. (1975). A General Introduction to the History and Doctrines of Bon. Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko, No. 33, pp. 171—218. Tokyo.
  • Martin, Dean. (1999). «'Ol-mo-lung-ring, the Original Holy Place.» In: Sacred Spaces and Powerful Places In Tibetan Culture: A Collection of Essays. (1999) Edited by Toni Huber, pp. 125-153. The Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, H.P., India. ISBN 81-86470-22-0.
  • Norbu, Namkhai. 1995. Drung, Deu and Bön: Narrations, Symbolic languages and the Bön tradition in ancient Tibet. Translated from Tibetan into Italian edited and annotated by Adriano Clemente. Translated from Italian into English by Andrew Lukianowicz. Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, H.P., India. ISBN 81-85102-93-7.
  • Namkhai Norbu: Dzogchen-Der Weg des Lichts. Diederichs, München 1989, ISBN 3-424-01462-1.
  • Pegg, Carole (2006). Inner Asia Religious Contexts: Folk-religious Practices, Shamanism, Tantric Buddhist Practices. Oxford University Press. Grove Music Online. Source: http://www.grovemusic.com/shared/views/article.html?section=music.05283#music.05283 (проверено: Wednesday, January 17, 2007)
  • Samuel, Geoffrey (1993). Civilised Shamans. Smithsonian Institution Press.
  • Günther, Herbert V. (1996). The Teachings of Padmasambhava. Leiden, Netherlands: E. J. Brill. Hardcover.
  • Gerhardt W. Schuster: Das alte Tibet. Geheimnisse und Mysterien. St.Pölten (u.a.); NP-Buchverlag 2000 ISBN 3-85326-137-X
  • Per Kvaerne in: Mircea Eliade (Hrg.): The Encyclopedia of Religion. New York 1987, ISBN 0-02-909710-X

Переводы

  • Шардза Таши Гьялцен. Капли сердца Дхармакайи. Практика Дзогчен традиции Бон. М.: Либрис, 1996
  • Тензин Вангьял Ринпоче. Исцеление формой, энергией и светом. Спб., 2003
  • Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога сна и сновидений. Пер. с англ.: Т. Науменко, Ф. Маликова СПб: Карма Йеше Палдрон '1999 СПб: Уддияна '2002
  • Bru-sgom rGyal-ba g.yung-drung: The Stages of A-Khrid Meditation — Dzogchen Practice of the Bon-Tradition. Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala 1996, ISBN 81-86470-03-4.
  • John Myrdhin Reynolds (Vajranatha): The Oral Tradition From Zhang-Zhung. Vajra Publications, Kathmandu 2005, ISBN 99946-644-4-1
  • Michael A. Nicolazzi: Geheimnis Tibet. Die Ur-Religion des Bön. Patmos, 2003, ISBN 978-3-491-69400-2.
  • Rossi, D. (1999). The philosophical view of the great perfection in the Tibetan Bon religion. Ithaca, New York: Snow Lion.
  • Tenzin Wangyal: Der kurze Weg zur Erleuchtung — Dzogchen-Meditationen nach den Bön-Lehren Tibets. Fischer Taschenbuch, Frankfurt am Main 1997, ISBN 3-596-13233-9.
  • Tenzin Wangyal Rinpoche: Übung der Nacht — Meditationen in Schlaf und Traum. Diederichs. Hugendubel, Kreuzlingen 2001, ISBN 3-7205-2189-3.
  • Tenzin Wangyal Rinpoche: Die heilende Kraft des Buddhismus.Diederichs. Hugendubel, Kreuzlingen 2004, ISBN 3-7205-2487-6.
  • en:Lopön Tenzin Namdak, Karin Gungal: Der heilende Garuda — Ein Stück Bön-Tradition Garuda Verlag, Dietikon 1998, ISBN 3-906139-09-3.
  • Lopön Tenzin Namdak, John Myrdhin Reynolds: Bonpo Dzogchen Teachings. Vajra Publications, Kathmandu 2006, ISBN 99946-720-5-3

Каталоги канона

  • Per Kvaerne: The canon of the Tibetan Bonpos. in: Indo-Iranian Journal Vol 16 (1974), S. 18-56, 96-144.
  • Chandra Lokesh et. al.: Catalogue of the Bon-Po Kanjur and Tanjur. in: Indo-Asian Studies 2; New Dehli 1965.

Ссылки

  • Рускоязычный сайт посвященный исследованию религии Бон
  • Сайт московского центра исследования религии Бон
  • Рускоязычный сайт посвященный Тендзину Вангьялу Ринпоче — современному Учителю из традиции Бон
  • Ваджранатха. Буддам несть числа как звёздам на небесах
  • Юнгдрунг Бон  (кит.)
  • Старейший бонский монастырь — Цзычжу-сы  (кит.)
  • А. Берзин. Краткое сравнение пяти тибетских традиций (буддийских и бонской)
  • А. Берзин. Бон и тибетский буддизм
  • PBS Secrets of Shangri-La: Quest for Sacred Caves (premiered November 18, 2009)
  • Ligmincha Institute
  • Bon Foundation
  • Тибетская традиция Бон в Беларуси и Украине
  • Yungdrung Bön
  • Garuda Switzerland
  • Интервью с Лобпёнь Теньцзинь Намдаг Риньпочхэ, старейшим учителем Бонпо  (англ.)
  • Picture of Bön inscription
  • John Reynolds' web site, Bonpo translation project
  • Na-xi and other Hos / Bon religious texts
  • Kalden Yungdrung’s forum, a place to meet Bön-pos
  • Kalden Yungdrung’s website, храм Yungdrung Rignga Ling в Нидерландах
  • Библиография Бона (himalayanart.org)
  • Bön-Garuda (SchülerInnen von Tenzin Wangyal Rinpoche in Deutschland)  (нем.)
  • История Бон  (англ.)
  • Cataloguing Canonical Texts of the Tibetan Bon Religion

Tags: Бон 23, бон херсон, бонвагон.