4560202.ru

Порошковый проект

Метки: Праджня в буддизме, праджняпарамита хридая сутра, праджня в буддизме это.

Праджня (санскр. प्रज्ञा, или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость[1][2][3], в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества[4]. Праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа[5]. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции[1][6].

В хинаянских школах праджня определялась как способность «распознавать дхармы», в махаянских — это «особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть», называемая таковостью[7].

В буддизме раннего периода мудростью считалось интуитивное прозрение четырёх благородных истин и теории взаимозависимого возникновения[2]. Мудрость также включает в себя первые два этапа восьмеричного пути: пра­вильное видение реальности и правильное намерение следовать дхарме[8].

В махаянских школах[2] совершенная, пробуждённая или запредельная праджня носит название праджня-парамиты[6][9] и является одной из шести парамит[6], доступных бодхисаттвам и буддам[2].

Символом праджни является колокольчик[10]. В буддийской тантре праджня также выражается через женское божество[6], символизирующее «реальность как она есть» через пассивное состояние сознания[11].

Праджня, характеризующаяся как «исчерпывающее познание»[12], является одним из двух видов знаний в буддизме. Вторым видом является виджняна — относительное и несовершенное дифференцированное знание, в котором есть понятия субъекта и объекта. Виджняна, согласно учению, не может дать человеку исчерпывающего удовлетворения [13].

Примечания

  1. 1 2 Жуковская, 1992, Праджня
  2. 1 2 3 4 Лысенко, 2001
  3. Дюмулен, 2003, с. 32
  4. Лысенко, 2003, с. 212
  5. Жуковская, 1992, Истоки и основные концепции
  6. 1 2 3 4 Торчинов, 2002, с. 118
  7. Торчинов, 2002, с. 120
  8. Торчинов, 2002, с. 21
  9. Судзуки, 1993, с. 40
  10. Торчинов, 2002, с. 39
  11. Торчинов, 2002, с. 40—41
  12. Жуковская, 1992, Медитация
  13. Судзуки, 1993, с. 217

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9
  • Праджня // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИНФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5

Ссылки

  • Словарь буддизма

Tags: Праджня в буддизме, праджняпарамита хридая сутра, праджня в буддизме это.