4560202.ru

Порошковый проект

Метки: Хаягрива гаруда, хаягрива свами фото.

Хаягрива в ипостаси Ваджимукхи, Камбоджа, конец X века, Музей Гиме

Хаягрива (санскр. हयग्रीव, буквально «лошадиная шея»; т. ж. Хайягрива) — персонаж индуистской мифологии (в современном индуизме обычно как воплощение Вишну) и буддийской образной системы (как «гневное божество-защитник Учения», дхармапала), также обнаруживается в древнем джайнизме. В архаичных статуях индуизма представлен с человеческим телом и головой лошади, в буддизме небольшая голова лошади (или три головы) изображаются над человеческим лицом (лицами).

Истоки образа связываются с древнеарийским культом лошади (ср. культ лошади в жертвоприношении ашвамедха). В дальнейшем он, по-видимому, был переосмыслен при кодификации Вед и развитии вайшнавизма и буддизма.

Содержание

Индуизм

Усекновение главы Хаягривы

Бог

В ведической литературе как Хаягрива воплощается бог Яджна. В пуранической литературе Хаягрива — воплощение Вишну. Поскольку Тайттирия-араньяка описывает Яджну как протоформу Вишну, сведения этих традиций не противоречат друг другу.

Агни, Индра, Ваю и Яджна совершали однажды яджну с целью обрести хавирбхагу, которую они посвятили бы всем богам. Но в нарушение соглашения Яджна покинул собрание, унеся всю яджнабхагу с собой, а последовавших за ним богов прогнал с помощью лука, дарованного ему Дэви. Боги добились того, что тетиву лука Яджны перегрызли термиты. Лук, распрямившись, отсёк Яджне голову, и тогда Яджня раскаялся в своём преступлении. Тогда боги пригласили ашвинидевов, чтобы те приделали Яджне лошадиную голову.[1]

Сканда-пурана излагает похожую историю: божества во главе с Брахмой соревновались в величии, и вышло, что Вишну превосходит всех в каждом соревновании. Тогда Брахма проклял его, и у Вишну отвалилась голова. После этого боги совершали яджну, и Вишну явился на неё, приставив вместо своей головы к шее голову лошади. По завершении яджни Вишну отправился в дхармаранья и совершил тапас, благодаря которому обрёл благословение Шивы, с помощью которого вернул себе прежнюю голову вместо лошадиной.[2]

Асура

Асура Хаягрива, сын Кашьяпапраджапати и его жены Дану, согласно Рамаяне Вальмики (Араньяканда, Песнь 14), в детстве начал тапас на берегу реки Сарасвати, и через тысячу лет явилась Дэви и попросила его выбрать любую награду. Он пожелал стать непобедимым для богов и асуров, а также бессмертным. Когда он узнал, что выполнить это невозможно, он (Хаягрива) пожелал стать уязвимым только для того, у кого лошадиная шея (для Хаягривы). Дэви даровала ему исполнение этого желания. Обретя неуязвимость и непобедимость, пошёл по всем трём мирам, причиняя беды добрым людям, и наконец вступил в схватку с богами. Одержав победу, он заснул, и во время сна Вишну отсёк его голову с помощью украшений самого Хаягривы, посвящённых Вишну. Вишну заменил его голову лошадиной, а затем убил Хаягриву, когда тот убегал.[3]

Похищение Вед

Бог

В Рамаяне (IV. 6,5) Сугрива говорит Раме, что найдёт Ситу, как была найдена потерянная Веда-шрути (ведическая мудрость), а далее (IV. 17, 50) Вали говорит Раме, что найдёт Ситу даже, если она спрятана на дне моря, как Шветашватари. Комментатор объясняет, что Шветашватари — то же самое, что Веда-шрути, и ссылается на некую пураническую историю о том, как асуры Мадху и Кайтабха похитили Веда-шрути и спрятали в Патале (нижнем мире). Тогда Вишну сошёл в Паталу, принял образ Хаягривы, убил асуров и вернул Веда-шрути.[4]

Асура

Согласно Бхагавата-пуране (VIII.24), асура Хаягрива похитил Веда-шрути и спрятал на дне моря. Вишну, приняв образ Рыбы, потащив за собой корабль царя Сатьявраты (под личиной которого скрывался Ману), убил асуру и вернул Веда-шрути Брахме, чтобы тот мог продолжать Творение с её помощью.[5]

Буддизм

Хаягрива (Дамдин)

Хаягрива стал популярным образом в буддизме (в Тибете и Монголии под именем Дамдин, в Японии как Бато-каннон). Он многократно фигурирует в тибетском буддизме: в связи с фигурами Падмасамбхавы,[6] Далай-ламы V,[7] как главное божество монастыря Сэра.[8]

У тибетцев и монголов образ Хаягривы также связан с таким благом, как умножение стад лошадей.

Разное

Хаягрива Свами — один из ранних американских учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Литература

  • Gulik R. H. van, Hayagriva. The Mantrayanic aspect of the horse-cult in China and Japan, Leiden, 1935 фрагментарно доступна по адресу: http://books.google.com/books?id=4rgUAAAAIAAJ&pg=PA59&dq=Hayagriva+Horse+Cult+in+Asia&hl=ru (переиздание: Gulik R. H. van, Hayagriva: Horse-cult in Asia, Orchid Press, 2005 http://www.wisdom-books.com/ProductDetail.asp?PID=5297)
  • Williams, George Mason. Handbook of Hindu Mythology стр. 152—153
  • Linrothe, Rob. Ruthless Compassion
  • Vyas R. T., Umakant Premanand. Studies in Jaina Art and Iconography and Allied Subjects
  • Robert N. Linrothe, Jeff Watt, Marylin M. Rhie, Carly Busta. Demonic Divine
  • Bansi Lal Malla. Vaiṣṇava Art and Iconography of Kashmir
  • Swami Vijnanananda. The S’rimad Devi Bhagawatam

Примечания

  1. Панча Вимшабрахмана 7, 5, 6; Тайттирия-араньяка 5,1 ; Тайттирия-самхита 4-9, 1
  2. Encyclopaedic Dictionary of Purāṇas. Sarup & Sons, 2001. ISBN 81-7625-226-3, 9788176252263 Стр. 633.
  3. Encyclopaedic Dictionary of Purāṇas. Sarup & Sons, 2001 ISBN 81-7625-226-3, 9788176252263 Стр. 632.
  4. Essays on Indo — Aryan Mythology — Vol. 1. Asian Educational Services ISBN 81-206-0140-8, 9788120601406 стр. 135—136
  5. Essays on Indo — Aryan Mythology — Vol. 1. Asian Educational Services ISBN 81-206-0140-8, 9788120601406 стр. 135
  6. Lotus-Born: The Life Story of Padmasambhava. Rangjung Yeshe Publications, 2004. ISBN 962-7341-55-X, 9789627341550
  7. Secret Visions of the Fifth Dalai Lama: The Gold Manuscript in the Fournier Collection Musée Guimet, Paris. Serindia Publications, Inc., 1998. ISBN 0-906026-47-4, 9780906026472
  8. Tibet Handbook: The Travel Guide. Footprint Travel Guides, 1999. ISBN 1-900949-33-4, 9781900949330

Tags: Хаягрива гаруда, хаягрива свами фото.