4560202.ru

Порошковый проект

Метки: Чань мастер, чань э, чань буддизм и дзен буддизм, хон сон чань теннис, чань ань кроссовер.

Чань

Чань-буддизм, чань (кит. ) — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая[1]. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань очень ослабла и почти прекратилась. В XX веке благодаря деятельности японских дзэновских организаций школа дзэн получила широкую известность во всём мире. Также в XX веке значительно оживилась активность китайских школ Чань, которые развили активную международную деятельность. Китайские, корейские и вьетнамские организации стали также называть соответственно «китайский дзэн»[2][3][4][5], «корейский дзэн» и «вьетнамский дзэн»[6].

Содержание

Общие сведения

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Храмы
Понятия
Тексты
Хронология
Проект | Портал
п·о·р
Современный китайский мастер чань Цю Гуан Шунь кит. 邱光顺,г. Сиань

Китайское слово «чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна), что означает «отстранённость» или «избавление»[7]. На практике изначально это означало методы созерцания или медитации, которые указывал канон Хинаяны (дзэн Малой Колесницы) и махаянский канон (дзэн Большой Колесницы)[8]. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии ещё во II веке до н. э. Развившись и укоренившись в Китае, чань оказал сильное влияние на соседние страны — Корею, Японию и Вьетнам.

Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точное время, когда были сформированы эти принципы, нельзя установить, однако принято считать, что их фундаментом стало учение Бодхидхармы[9].

История чань-буддизма

Ранний буддизм в Китае

Буддизм пришёл в Китай в I веке н. э., а к IV веку он достиг значительной степени развития[10]. Одними из главных представителей раннекитайского буддизма считались Кумараджива и Буд­дхабхадра[11]. В трудах ученика Кумарадживы, Сэн-чжао (383—414), впервые была оформлена мысль о глубокой взаимосвязи буддизма и Дао[12], что впоследствии оказало очень большое влияние на учителей чань[13]. Другой известный ученик Кумарадживы, Дао-шэнь, разработал учение о внезапном просветлении[12]. Дзэн-буддолог Уи выразил следующее мнение об учении Дао-шэня: «Его учение в значительной степени напоминает дзэн, а его влияние [на становление дзэн] огромно»[13].

Чаньские патриархи раннего периода

Бодхидхарма

Первым патриархом чань в Китае был пришедший в 520 году н. э. из Индии («с Запада») Бодхидхарма[14]. До прибытия в Китай Бодхидхарма сорок лет обучался у своего учителя Праджнятары[15] (возможно Праджнятара была женщиной, на это указывает исследование буддийского мастера Котелла Бенсона[16]). Пробыв некоторое время в Южном Китае, он отправился на север, где более сорока лет давал наставления о своём учении[17]. В раннем Китае были распространены схоластические дискуссии, поэтому учение Бодхидхармы часто подвергалось нападкам клеветнического характера со стороны тогдашних учёных[18]. Тем не менее, Бодхидхарму уважали многие люди того времени, и он смог собрать возле себя большое количество учеников[17].

Бодхидхарма сводил все возможные пути освобождения к двум: пути разума и пути праведного поведения. На пути разума, согласно учению Бодхидхармы, необходима большая вера в единство всех существ с истинной природой, не являющейся ни единством, ни множеством, и скрытой за формами объектов. На пути праведного поведения, согласно учению Бодхидхармы, необходимо отсутствие волнений ума и его изменений[19].

Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь. Подобно каменному утёсу, даже в самую страшную бурю оставайтесь непреклонны. Отбросив все эгоистические мысли и чувства, спасайте всех, помогая перебраться на другой берег. Нет рождения, нет признаков, нет привязанности, нет отречения: в уме бодхисаттвы нет движения внутрь и наружу. Когда этот ум, не знающий движения наружу или внутрь, вступает туда, куда никогда нельзя войти, то это и есть вступление.

— Бодхидхарма[20]

Девять лет Бодхидхарма провёл в монастыре Серендзи (Шаолинь-сы) на горе Суншань, обучая второго патриарха: «Внешне не будь ни к кому, ни к чему привязан, а внутренне не имей страстного желания в сердце. Когда твой ум станет подобием отвесной стены, ты сможешь вступить на путь»[21]. Отличительной особенностью учения Бодхидхармы стал его метод созерцания стены. Профессор философии Дайсэцу Судзуки высказывал следующее мнение о данном методе: «(…) именно учение „би-гуань“ (созерцание стены) явилось тем, что сделало Бодхидхарму первым патриархом дзэн-буддизма в Китае»[22].

Хуэйкэ

Хуэйкэ (487—593) стал вторым патриархом чань-буддизма. До встречи с Бодхидхармой Хуэйкэ исследовал даосизм и буддийскую философию[23]. Но Хуэйкэ не был удовлетворён своими обширными знаниями и пришёл к Бодхидхарме за наставлением, которое было получено. После того как Хуэйке покинул учителя, он некоторое время прятался среди бедняков, возможно не желая открываться людям в качестве великого учителя. В то же время Хуэйке не отказывался от речи дхармы в благоприятных обстоятельствах[24].

Сердечность и теплота Хуэйкэ, по словам Досэна, покоряли слушавших его проповеди людей, и из-за этого он подвергался преследованиям со стороны священнослужителей. Так в 593 году Хуэйкэ держал речь о дхарме у ворот храма, в котором в этот же момент проповедовал местный учёный проповедник. Собравшиеся в храме покинули священнослужителя и собрались возле Хуэйкэ, который был одет в лохмотья и не имел каких-либо внешних особенностей, указывавших на его духовный сан. Данное явление рассердило местного священника, и он указал местным властям на то, что Хуэйкэ учит ложному учению. Вскоре после этого Хуэйкэ был казнён в возрасте ста шести лет[24][23].

Сэнцань

Преемником Хуэйкэ стал Сэнцань (ум. в 606 г.), третий патриарх. Однажды он пришёл к учителю со следующей просьбой:
— Я страдаю фэн-ян, умоляю, очисти меня от грехов.
— Принеси мне свои грехи сюда, — сказал Хуэйкэ, — и я очищу тебя от них.
— Когда я ищу их, они исчезают.
— В таком случае, я тебя уже совсем очистил. Отныне ищи убежища в Будде, дхарме и сангхе и пребывай в них[25].

Так Сэнцань принял решение посвятить жизнь учению чань. Следующие шесть лет он обучался у Хуэйкэ, пока не принял от второго патриарха печать Дхармы. Сэнцань был крайне отстранён от мира и вёл скитальческий образ жизни с чашкой для подаяний. Он был наделён такими качествами как умеренность, великодушие,дружелюбие и благородство. Сэнцань прятался с учителем в горах в период гонений на буддизм, а позднее расстался с Хуэйкэ. По некоторым сведениям Сэнцань умер в 606 году[26]. Свои мысли Сэнцань изложил в стихотворной книге «Синдзинма», что означает «Девиз верного ума»[27] или «Слова доверия сердцу».

Даосинь

Четвёртым патриархом был Даосинь (580—651). Он стал учеником Сэнцаня в 592 году. На путь окончательного освобождения его подтолкнул следующий диалог с учителем[27]:
— Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.
— Кто же и когда тебя поработил?
— Никто.
— Если это так, — сказал учитель, — то зачем же тебе тогда искать освобождение?

Даосинь многие годы практиковал под руководством Сэнцаня. Когда Сэнцань счёл нужным, он передал ему рясу Бодхидхармы, символизирующую дух и истину учения[27]. После этого Даосинь переселился на гору Шуаньфэн, где работал и проповедовал учение больше тридцати лет в окружении более пятисот учеников. Даосинь обладал сильным характером и предпочитал аскетизм, что привлекало к нему учеников. Количество растущих учеников способствовало тому, что монахи начали сами выращивать еду, работая в огородах. Сущность учения Даосиня обозначалась четыремя иероглифами: «работать, прожи­вать, сидеть, отдыхать»[28]. Даосинь также очень много времени посвящал практике медитации и наставлял учеников серьёзному к ней отношению[29]:

Закройте дверь и сидите! Не декламируйте сутр и ни с кем не разговаривайте! Если вы будете настойчиво совершен­ствоваться в этом в течение долгого времени, то плод будет сладок, как мякоть ореха, которую обезьяна дос­тает из скорлупы. Но редко кому удается достичь такого состояния.

При патриаршестве Даосиня чань разделился на две ветви: школу «годзудзэн» (Ню-тоу-чань) наставника Хою и школу Хунчжэня. Только вторая прошла испытание временем, и поэтому Хунчжэня наделяют званием пятого патриарха чань[30].

Хунчжэнь

Хунчжэнь (Гунин) пришёл в школу четвёртого патриарха в шесть лет. Там он упорно трудился днём и медитировал по ночам до восхода солнца. Вскоре после того, как Хунчжэнь возглавил школу, он переселился на гору Пинжун. Также Хунчжэнь два раза получал приглашение от императора, но оба раза отказался от посещения, во втором случае сказав гонцу, что не посетит императора даже под угрозой казни. Количество учеников Хунчжэня увеличивалось быстрыми темпами, и скоро его сангха получила известность под названием «Врата Дхармы Восточной горы»[31].

Хуэйнэн

Шестым патриархом был Хуэйнэн, знаменитый своей «Сутрой помоста шестого патриарха». Неграмотным юношей он пришёл к Хунчжэню и стал в его школе рубить дрова и перемалывать рис. Когда Хунчжэнь выбирал себе преемника, Хуэйнэн увидел на стене гатху (короткое стихотворение) Шэнь-сю, кандидата на роль патриарха, которого поддерживала вся община. Так как Хуэйнэн не умел читать, то он попросил прочесть ему написанную гатху, после чего высказал свою гатху, которую тоже записали на стене. Община была восхищена, но Хунчжэнь зачеркнул гатху Хуэйнэна, сказав, что тот ещё не получил просветления. Однако Хунчжэнь, не разглашая свой поступок общине, передал в своей келье Хуэйнэну печать Дхармы и отправил его на юг Китая, чтобы не разжигать в остальных чувство зависти[32].

Тем самым чань раскололся на северную школу Шэнь-сю и южную школу Хуэйнэна. После того, как Шэнь-сю умер, северная школа, делавшая упор на изучение сутр[33], пришла в упадок, в то время как школа Хуэйнэна активно распространяла собственные тексты[34]. Южная школа также подчёркивала внезапность просветления, во многом отличаясь от постепенной концепции северной школы[35]. Шестой патриарх со своими учениками закончили формирование главных особенностей китайского чань[33].

Дзэнские наставники эпохи Тан

Период между 713-м (год смерти Хуэйнэна) и 845-м (начало гонений на буддизм) годами обозначают как золотой век китайско­го дзэн[36]. Важной фигурой этого периода считается Ма-цзу (707—786). Он находился у истоков формирования школы Линьцзи (яп. — Риндзай) и первым использовал крик «кацу» в качестве метода дзэн. Также он использовал грубые методы и парадоксы для того, чтобы ученик достиг просветления[37].

Преемником Ма-цзу стали его ученики Хуайхай (749—814) и Нань-цюань (748—834). Более тридцати лет под руководством Нань-цюаня ученики пытались достичь просветления. Также Нань-цюань известен историей с котом. Однажды он увидел спор учеников по поводу того, кому принадлежит кот, и пригрозил убить его, если никто не скажет верного слова. Никто не сказал верного слова, и Нань-цюань разрубил кота лопатой напополам. Его ученик, Чжао-чжоу, вернувшись в монастырь в ответ на вопрос учителя «Что бы ты сделал?» положил на голову свои сандали, что было признано Нань-цюанем в качестве хорошего ответа[38][39]. Чжао-чжоу является автором множества парадоксальных изречений, не поддающихся обычной логике. Так на вопрос одного монаха о том, что происходит с бессмертной душой после смерти, Чжао-чжоу ответил: «Этим утром вновь дует ветер»[40].

Также известным чаньским наставником, прославившимся своими ударами посохом, был Дэ-шань (780—865). Дэ-шань прибыл с севера Китая чтобы посмотреть на дзэн. Он знал буддийские сутры и сомневался в необходимости их отрицания школой дзэн, а также в правильности обретения природы Будды только за счёт созерцания своей природы. Согласно хронике, он встретил старую женщину, которая задала вопрос по Алмазной сутре, на который он не смог ответить. Дэ-шань по совету женщины посетил наставника Лунь-тяня. После разговора Лунь-тянь в нужный момент потушил свечу, и Дэ-шань обрёл просветление. В скором времени Дэ-шань сжёг все буддийские писания, которые носил с собой[41].

Пять Домов

В период с 907 по 960 год в Китае сформировались различные школы чань, получившие известность как «Пять Домов»[42]. На самом деле школ было намного больше пяти, но классическими в соответствии с традиционной китайской пятеричной системой стали только пять[43]. В целом школы не имели больших отличий друг от друга, придерживаясь единого направления. Два главных «дома» чань Цаодун (яп. — Сото) и Линьцзи (яп. — Риндзай) стали основоположниками современного дзэн[42].

Гуйян

Название школы берёт свое начало от горы Гуй в провинции Хунань и горы Ян в провинции Цзянси, где находились храмы основателей школы. Наставником школы Гуйян был Гуй-шань (771—853)[44] (по другим данным его звали Вэйшань Линью и школа называлась Вэйянцзун[43]). Ученик Гуй-шаня, Сянь-янь, в детстве хотел посвятить себя чаньскому учению, но родители отказались отпустить его в монастырь. Тогда для показания твёрдости намерений Сянь-янь отрезал два своих пальца, и родителям пришлось согласиться с желанием сына, впоследствии получившего печать Дхармы от Гуй-шаня[44].

Одной из отличительных особенностей школы была традиция «круговых фигур», которую сформировал Хуай-чжан. Утверждается, что Ян-шань постиг состояние про­светления именно при помощи этих фигур. Всего в чаньских источниках упоминаются 97 таких фигур, которые использовали и другие школы. Школа Гуйян существовала относительно небольшой промежуток времени[45].

Юньмэнь

Основателем «дома» Юньмэнь (школы «Облачных врат») стал наставник Юньмэнь Вэньянь (885—958)[43], достигший просветления с помощью чаньского учителя Му-чжоу, которому для этого пришлось сломать Юнь-мэню ногу. Юнь-мень также использовал грубые методы в виде ударов посохом и громких криков. Отличительной особенностью мастера стало то, что он часто отвечал односложно. Так на вопрос «какова природа ока Дхармы?» Юнь-мень ответил «всеобъемлющая». Также наставник высказывался о сущности чань следующими фразами: «так-то вот» и «слово неизречённое»[46].

Юнь-мэнь давал достаточно парадоксальные и резкие ответы и считал, что хорошим днём для постижения просветления может быть любой день. Юнь-мэнь умер в 949 году, а продолжателем его учения стал Дэ-шань. Дэ-шань описывал просветление как свободу от всяких привязанностей к чему-либо[47]. Школа Юньмэнь, получившая свои истоки из школы Фаянь[43], просуществовала некоторое время, а потом исчезла[48].

Наставник Суй Юнь, собирая вокруг себя учеников в храме Юньмэня, вновь возродил школу в 1943 году[49].

Фаянь

Школа Фаянь была наименее значимой из всех пяти школ. Основатель школы Фа-янь Вэньи (885—958) хорошо знал китайские и буддийские тексты, в частности Аватамсака-сутру. В своих наставлениях он не использовал грубых методов и обучал лишь при помощи своих парадоксальных фраз. Его учение кроме ориентации на внезапное просветление большое значение придавало сутрам Махаяны, тем самым в некоторый степени возвращаясь к традиционным ценностям буддизма[50].

Цаодун

Школа Цаодун взяла своё имя от начальной части имён её основателей: Дун-шаня (807—869) и Цао-шаня (840—901). Дун-шань, покинув свой дом в возрасте десяти лет, получил первые указания к практике от Ма-цзу, а позднее стал монахом. Он в разное время был учеником Нань-цюяня, Гуй-шаня и Юнь-яня (772—841). Юнь-янь обучил Дун-шаня слушать «наставления неодушевленных предметов». После множества лет скитаний по Китаю Дун-шань останавливается на горе Дун, где начинает обучать учеников[51].

Дунь-шань сформировал основы учения о пяти рангах, в которое в качестве основы была взята доктрина Праджняпарамиты и китайская Книга Перемен И-цзин. Основным стержнем данной теории является постулат о единстве Абсолюта и относительно-феноменального. Учение рассматривается по следующим рангам, начиная от низшего к высшему (в скобках указана параллель, которую для большего понимания провёл Цао-шань)[52]:

  1. Абсолют внутри относительного (господин смотрит на слугу);
  2. Относительное внутри Абсолюта (слуга поворачивается к господину);
  3. Единичность Абсолюта (господин пребывает в одиночестве);
  4. Единичность относительного (слуга пребывает в одиночестве);
  5. Единство Абсолюта и относительно-феноменального (господин и слуга едины).

Ученик Дунь-шаня, Цао-шань, практиковал медитацию и пытался постичь значение «Пяти рангов» в монастырях Хэюйшань и Цаошань тридцать пять лет. Также он обучал 19 учеников, но через четыре поколения данное ответвление школы Цаодун исчезло. Второй известный ученик Дунь-Шаня, Юн-цзюй, долгое время пытался получить опыт внезапного просветления с помощью медитации и дисциплины, не пытаясь использовать теорию «Пяти рангов». Юн-цзюй имел большой авторитет среди других учеников и оставил после себя множество духовных преемников[53].

Через шесть поколений после Дунь-шаня наставник чань Да-янь (943—1027) сделал школу процветающей. Его известными учениками были Тоу-цзу (1032—1083), Фу-цзун (умер в 1118 году) и Тан-сиа (умер в 1119 го­ду). Учение данных наставников стало известно как «чань безмолвного озарения». Наставник Тянь-тун (1091—1157) чуть позднее также сильно повлиял на формирование данного направления развития школы, но тем самым вызвал критику со стороны других школ[54].

Линьцзи

Школа Линьцзи являлась наиболее значимой из всех пяти школ. Её основателем стал наставник Линь-цзи Исюань, к которому уважительно относились многие буддисты Китая. В начале своей духовной жизни Линь­-цзи изучал сутры, а потом заинтересовался практикой чань.

В течение трёх лет Линь-цзи вместе с другими монахами был слушателем у Хуан-бо, но ни разу не просил его об индивидуальной аудиенции, поскольку не знал, какой бы задал вопрос, если бы наставник счёл его достойным такой аудиенции. И всё же, уступая настойчивым уговорам со стороны главного в группе монаха, он наконец обратился к Хуан-бо с просьбой о встрече один на один. Во время этой встречи Линь-цзи задал мастеру вопрос об истинном смысле буддизма. Не дослушав вопроса до конца, наставник ответил ударом палки. Такая ситуация повторялась трижды, после чего, полагая, что плохая карма делает безнадёжными все его попытки понять наставника, Линь-цзи решил покинуть его и отправиться в другое место. Одобряя решение ученика, Хуан-бо рекомендовал ему поучиться у Да-юя, горный приют которого располагался поблизости. Там Линь-цзи наконец испытал озарение[55][56].

Линь­-цзи считал, что крики и удары палкой помогают лучше соприкасаться с реальностью и быстрее достичь пробуждения, поэтому часто пользовался этими методами. Несмотря на то, что Линь­-цзи любил спорить и высказывал множество изречений, его главным направлением стало «внезапное просветление». Линь­-цзи так характеризовал состояние пробуждения: «Возвышаясь над всеми внешними обстоятельствами, просветлённый не сгорает, хотя его путь пролегает в пламени, и не тонет, хотя идёт по воде»[57].

Школа Линьцзи через семь поколений после основания разветвилась на два направления двух учеников Шин-шуана: направление Хуан-луна (1002—1069) и направление Ян-ци (992—1049). Хуан-лун был знаменит многочисленными парадоксальными изречениями, собранными в тексте «Три заставы», и оставил после себя множество учеников[58]. Его ветвь также называется школой Хуанлун («Жёлтого дракона»)[43]. Ян-ци же описывают как очень доброго наставника, чья личность сильно повлияла на китайский чань[59]. Его школа Янци получила своё название из-за опоры на речи Фанхуэя с гор Янци[43]. Направление Ян-ци считается вершиной в китайском чань. Последователи этой линии Юань-у (1063—1135) и Да-хуай (1089—1163), являвшиеся учениками У-цзу (1025—1104), активно применяли метод коанов для достижения просветления[58].

Полемика Линьцзи и Цаодун

Наставник Да-хуай школы Линьцзи выразил мнение о ложном пути школы Цаодун, которая настаивала только на одной лишь сидячей медитации. Наставник Тянь-тун школы Цаодун в ответ на это написал текст о безмолвном озарении, где указал, что сидячая поза не может рассматриваться как бессловесное бездействие (таким образом позу рассматривал Да-хуай). Также Тянь-тун высказал презрительное мнение о методе коанов[60].

Взаимные упреки постоянно высказывались в письмах друг к другу, но спор не перешёл в форму вражды, так как между последователями наставников двух школ были хорошие отношения. В дальнейшем школа Линьцзи, практикующая метод коанов, и школа Цаодун, практикующая сидячую медитацию, оформились окончательно[61]. Эти две школы, существующие в Китае до сих пор[62], получили дальнейшее развитие в Японии в виде школ Риндзай и Сото, конфликта между которыми уже не существует. Каждая школа признает методы другой школы и иногда применяет их у себя[63].

Поздний период и современный чань

Чаньский храм «Шуйсинь». Посёлок Аньхай, уезд Цзиньцзян, Фуцзянь

Позднее учение чань получило большую известность среди различных слоев общества, включая аристократию и представителей тайных обществ (в XVI—XIX веках тайные общества возглавляло достаточно большое количество монахов чань, которые также часто являлись неформальными главами китайских деревень). Центром чань-буддизма монастырской формы в настоящий момент является монастырь Шаолиньсы. Из всех школ не исчезли только три: школа Цаодун, центром которой является Шаолиньсы, школа Линьцзи и школа Хуанпи[43].

Одним из известнейших наставников современного чань был учитель Сюй-юнь (1840—1959). В своей автобиографии он рассказывает читателям о том, как видел упадок учения и разрушенные храмы. Свою жизнь кроме духовной практики он посвятил восстановлению разрушенных монастырей и добился в этом успеха[64].

Другим известным представителем современного чань и наставником школы Линьцзи является учитель Син-юнь, родившийся в 1926 году и ставший монахом в 1941 году. В 1949 году Син-юнь приехал на Тайвань, где занялся активной деятельностью по возрождению буддийской традиции. Он принимал участие в издании многочисленных буддийских книг и строительстве множества храмов. Синь-юнь стал автором десяти томов «Чаньских бесед» и других книг о буддизме. В 1993 году Син-юнь прибыл в Санкт-Петербург и основал там общество «Фо гуан» («Свет Будды»). Общество входит в состав международной ассоциации Фо Гуан Шань, которая занимается распространением информации о буддийской традиции и благотворительностью[65].

Также известными представителями современной традиции чань являются 51-й патриарх школы Цаодун Дунчу (1907—1977) и мастер чань Сюань Хуа (1918—1995), повлиявший на развитие американского буддизма.

В настоящее время направление чань является самым влиятельным направлением китайского буддизма, оказывающим влияние на другие буддийские школы в Китае. Большая часть китайский и тайваньских академий буддизма делает упор на течение чань[43]. Так буддийская международная ассоциация Фагушань («Гора барабана Дхармы») со штаб-квартирой на Тайване, основанная известным учителем чань-буддизма Шэнъянем и связанная с несколькими буддийскими институтами, стремится распространять китайский чань-буддизм на всемирном уровне.

Благодаря кинематографу, боевые искусства Китая распространились за пределами поднебесной, а вместе с ними распространилось и учение чань. В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм[66]. В этом храме широкому кругу людей преподаётся учение чань посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как кунг-фу, тайцзицюань и цигун. Среди учеников такие известные личности, как Уэсли Снайпс и RZA[67].

Чань и буддийские сутры

Первые китайские учителя пользовались ранними сутрами Махаяны, что отразилось в их учении[68].

Важным текстом в чань-буддизме являлся сборник сутр «Праджняпарамита» («Сутры Совершенной Мудрости»). Отличительные особенности Праджняпарамиты, такие как парадоксальность, негативизм, указание на мистический характер духовного опыта, которые показывает объекты в их таковости, оказали большое влияние на традицию дзэн[69]. «Праджняпарамита-хридая-сутра», в особенности, и другие сутры «Праджняпарамиты» в настоящее время продолжают активно исследоваться в монастырях дзэн[70]. С помощью пения сутр Праджняпарамиты и других сутр ученики культивируют в себе чувство сострадания[71].

Также важным текстом была Ланкаватара-сутра, которую Бодхидхарма передал Хуэйкэ с напутствием: «Насколько мне известно, в Китае нет других сутр; воспользуйся ею как руководством, и воистину ты спасешь весь мир», и Алмазная сутра, которую пятый патриарх Хунчжэнь порекомендовал Хуэйнэну[72].

Отдельно стоит отметить Сутру помоста шестого патриарха. Это был первый текст, не связанный с Буддой или его личными учениками, названный сутрой[73]. Сутра сыграла важную роль как для чаньских школ, так и для всего китайского буддизма[74].

Отказ ряда учителей от использования любых сутр произошёл намного позднее[72].

Критика чань

Первые исследователи из Европы по разному оценивали учение и сильно различались в оценках, чередовавшихся от восхищения до сожаления. В 1922 году негативный отзыв о чань оставил известный исследователь Китая Леон Вейгер (1856—1933), сказав про чаньскую медитацию: «Единственный результат, к которому она может привести, если практиковать её серьёзно, — это идиотия»[75].

Чань в культуре

Чаньские монахи были одними из лучших художников Китая[76]. Также многие наставники китайского буддизма выражали истины чань через поэзию. Так чаньский монах Ши Ван-мин, живший в IV веке, написал стихотворение «Успокоение сознания»[77], а другой монах Хун Цзяофань (1071—1128) написал два сборника своей поэзии: «Молитвенная надпись на каменных вратах» и «Ночные разговоры в холодном кабинете». Ещё один наставник Фу Ю (497—569) кроме стихотворения «Царь Сознания» написал следующее небольшое и знаменитое стихотворение о своём переживании[78]:

Пустой рукой держу мотыгу.
Иду пешком на буйволе верхом.
Вот по мосту шагает кто-то —
Течёт сам мост, а не река.

См. также

Примечания

  1. Абаев, 1983, Введение
  2. Дюмулен, 2003, с. 58
  3. McRae, 2004
  4. Вон Кью-Кит, 1999, с. 86
  5. Chan Master John Crook. Welcome to Chinese Zen: An Introduction to Chan Practice (статья на сайте www.westernchanfellowship.org). The Western Chan Fellowship
  6. Торчинов, 2002, с. 58
  7. Дюмулен, 2003, с. 61—62
  8. Дюмулен, 2003, с. 62
  9. Судзуки, 1993, с. 34—35
  10. Дюмулен, 2003, с. 60
  11. Дюмулен, 2003, с. 63—64
  12. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 67
  13. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 73
  14. Судзуки, 1993, с. 115
  15. Хамфриз, 2002, с. 137
  16. Le maître de Bodhidharma
  17. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 76
  18. Судзуки, 1993, с. 122—123
  19. Судзуки, 1993, с. 121—122
  20. Судзуки, 1993, с. 122
  21. Судзуки, 1993, с. 123
  22. Судзуки, 1993, с. 124
  23. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 81
  24. 1 2 Судзуки, 1993, с. 129
  25. Судзуки, 1993, с. 131
  26. Дюмулен, 2003, с. 82—83
  27. 1 2 3 Судзуки, 1993, с. 132
  28. Дюмулен, 2003, с. 84—85
  29. Дюмулен, 2003, с. 85
  30. Судзуки, 1993, с. 137
  31. Дюмулен, 2003, с. 86—87
  32. Дюмулен, 2003, с. 88—89
  33. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 94
  34. Дюмулен, 2003, с. 89
  35. Судзуки, 1993, с. 147—148
  36. Дюмулен, 2003, с. 104
  37. Дюмулен, 2003, с. 105
  38. Дюмулен, 2003, с. 106—107
  39. Уотс, 1993, с. 154
  40. Дюмулен, 2003, с. 107
  41. Дюмулен, 2003, с. 108—109
  42. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 114
  43. 1 2 3 4 5 6 7 8 Маслов, 2004
  44. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 114—115
  45. Дюмулен, 2003, с. 114—116
  46. Дюмулен, 2003, с. 116—117
  47. Дюмулен, 2003, с. 116—118
  48. Дюмулен, 2003, с. 131
  49. Hsing Yun, 2009, p. 26
  50. Дюмулен, 2003, с. 118—119
  51. Дюмулен, 2003, с. 120
  52. Дюмулен, 2003, с. 121—125
  53. Дюмулен, 2003, с. 121
  54. Дюмулен, 2003, с. 142—143
  55. Гуревич, 2001, с. 174—176
  56. Дюмулен, 2003, с. 126—128
  57. Дюмулен, 2003, с. 128—130
  58. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 135—137
  59. Дюмулен, 2003, с. 136
  60. Дюмулен, 2003, с. 143—144
  61. Дюмулен, 2003, с. 144—145
  62. Судзуки, 1993, с. 159
  63. Дюмулен, 2003, с. 145
  64. Сюй-юнь, 1996
  65. Торчинов, 2000, с. 198—201
  66. USA Shaolin Temple — официальный сайт  (англ.)
  67. Neighborhood Report: Greenwich Village; This Monk Is a Boldface Name, New York Times (14 мая 2006). (англ.)
  68. Дюмулен, 2003, с. 40
  69. Дюмулен, 2003, с. 42—43
  70. Дюмулен, 2003, с. 44
  71. Вон Кью-Кит, 1999, с. 328
  72. 1 2 Дюмулен, 2003, с. 52
  73. Судзуки, 1993, с. 150
  74. Маслов, 2004, «Традиция чаньских записей»
  75. Маслов А. А. «Исток мудрости» или «путь к идиотии» // Классические тексты дзэн — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7.
  76. Дюмулен, 2003, с. 133
  77. Шэн-янь, 2000, «Ши Ван-мин»
  78. Шэн-янь, 2000, «Наставник Фу»

Литература

Научная литература

  • Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Наука, 1983. — 128 с.
  • Васильев Л. С. История Религий Востока. — «Высшая школа», 1983.
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6
  • Занданова Т. А. О становлении чаньской традиции в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: 1994–0866.
  • Занданова Т. А. Формирование традиционной чаньской письменности в контексте развития школы чань // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: 1994–0866.
  • Кобзев А. И. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 89-101.
  • Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) — М., 2008. — С. 318—353.
  • Майданов А. С. Проблемы контрарности и их решение в чань-буддизме // Вопросы философии. 2009. № 4. С. 126—138.
  • Маслов А. А. Этапы становления Чань // Классические тексты дзэн. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7
  • Маслов А. А. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. — «Сфера», 2000.
  • Нестеркин С. П. Концепция речи в философии чань-буддизма // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: 1994–0866.
  • Нестеркин С. П. Учение чань-буддизма об отсутствии «самостности» // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: 1994–0866.
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0
  • Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
  • Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8
  • Уотс А. Путь дзэн. — Киев: София, 1993. — 320 с. — ISBN 5-7101-0004-8
  • Хамфриз К. Дзэн-буддизм. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 320 с. — ISBN 5-8183-0505-8
  • Чже Цзи «Чань жизни»: реконструкция буддийской традиции в современном Китае // 2072-8662.
  • McRae, John R Seeing through Zen: Encounter, Transformation, and Genealogy in Chinese Zen Buddhism. — Berkeley: University of California Press, 2004. — 224 с. — ISBN 978-0520237971

Литература чань-буддизма

  • Гуревич И.С. Линь-цзи Лу. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 272 с. — ISBN 5-85803-156-0
  • Вон Кью-Кит Энциклопедия дзэн. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 400 с. — ISBN 5-8183-0023-4
  • Гэнро. Железная Флейта. Сто коанов дзэн. — М.: Центр духовной культуры «Единство», 1993. — 111 с.
  • Сюй-юнь Порожнее Облако: Автобиография кит. дзен. учителя Сюй-юня. — М.: Либрис, 1996. — 269,[2] с. — ISBN 5-86568-109-5
  • Шэн-янь Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров. — Дхарма центр, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89205-006-8
  • Hsing Yun The Buddhist Perspective on Time and Space. Buddhism in Every Step 35 = Буддийский взгляд на время и пространство / Edited and proofread by Venerable Yi Chao, Louvenia Ortega. — Buddha’s Light Publishing, 2009. — 34 p.


Школы чань / дзэн
 Китай  Линьцзи  Цаодун 
 Япония   Риндзай   Обаку   Фукэ   Сото 
 Корея   Орден Чоге   Кван Ум 

Tags: Чань мастер, чань э, чань буддизм и дзен буддизм, хон сон чань теннис, чань ань кроссовер.