4560202.ru

Порошковый проект

Метки: Шуньята в буддизме, шуньята божественная пустота, шуньята практика.

Шу́ньята (санскр. शून्यता, śūnyatā IAST; пали: sunnata; тиб. stong pa nyid, stong pa — пустой, находящийся за пределами чувственного восприятия, непостижимый, nyid — добавление значения возможности того, что всё может возникнуть; монг. хоосон чанар) — понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.

Содержание

Описание

Шуньята — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «пустоты» — важная цель буддийских медитаций, по-разному рекомендуемых разными школами. Неточное понимание термина «пустоты» в небуддийских переводах и комментариях привело к тому, что буддизм получил репутацию философии нигилизма, солипсизма, отказа от доводов рассудка и от словесного понимания, отказа от позитивных тезисов, представления о всеобщей иллюзорности и т. п.; за подобные взгляды буддизм постоянно подвергался критике небуддийских школ. В то же время буддийские школы, развивая понятие о пустоте, категорически отрицают все перечисленные пункты, акцентируя внимание на «таковости», «взаимозависимом происхождении», причинности и обусловленности.

Основные дискуссии о природе пустоты развивались поначалу в контексте спора между буддийскими и небуддийскими школами о причинности и природе себя (Атман или «высшее я» отрицается буддийскими школами). Прочную основу учению о пустоте положил Нагарджуна, прояснив сущность Татхагаты (так приходящего), достижения пустоты ума и развития природы Будды. Представление о шуньяте развивали далее Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и другие философы. Далее шуньята стала одним из важнейших понятий тибетского и дальневосточного буддизма, в частности чань.

Важным источником учения о пустоте является «Сутра сердца праджняпарамиты», почитаемая во всех школах буддизма махаяны, и являющаяся ее основой.

Определение пустоты дается в развернутом понимании, как учение, передаваемое бодхисаттвой Авалокитешварой монаху Шарипутре. Первоначальное утверждение является общей квинтэссенцией учения Будды: «Авалокитешвара-бодхисаттва, глубоко практикуя праджняпарамиту, воспринимает мысль, что пять скандх пусты, и спасен от всех страданий и несчастий».

Далее идет развернутое указание на то, что именно воспринимает Авалокитешвара, наставляя Шарипутру, и каким образом это восприятие порождает спасение от страданий и несчастий в виде обретения Аннутара Самьяк Самбодхи (наивысшего полного просветления, указывающего на состояние Будды[1]).

См. также

Примечания

  1. Хамфриз, 2002, с. 130-131

Литература

  • Jeffrey Hopkins. Meditation on Emptiness. Wisdom Publication, Boston. ISBN 0-86171-110-6
  • Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота.
  • Торчинов Е. А. Введение в Буддологию ISBN 5-93597-019-8
  • Хамфриз К. Дзэн-буддизм. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 320 с. — ISBN 5-8183-0505-8
  • Cula-sunna Sutta, Majjhima Nikaya 121, The Lesser Discourse on Emptiness, translated from the Pali by Thanissaro Bhikku
  • Короткая сутта о пустотности, Маджджхима Никая 121 Cūḷasuññata Sutta
  • Phena Sutta, Samyutta Nikaya XXII.95, Foam, translated from the Pali by Thanissaro Bhikku
  • Digital Dictionary of Buddhism (log in with userID «guest»)
  • Advayavada Buddhism
  • Atman in Śūnyatā and the Śūnyatā of Atman An attempt to reconcile the alleged difference between Buddhism and Advaita Vedanta on the nature of the Self.
  • A View on Buddhism


Tags: Шуньята в буддизме, шуньята божественная пустота, шуньята практика.